Ресайклеры
Ремонт дорожного покрытия невозможно представить сегодня без технологии ресайклинга. Ресайклинг (recycle – возврат в круг), в общем понятии – процесс переработки б/у материала без потери качества, с целью использования его вновь. Технология используется в двух вариантах:
- Горячий ресайклинг, был разработан в 70-х годах прошлого столетия на немецких заводах дорожных машин. Технология сегодня мало востребована из-за экологических проблем, возникающих в процессе регенерации старого покрытия.
- Холодный ресайклинг (холодная регенерация) – технология, появившаяся в конце 20 века, использующая старый асфальт как компонент восстановленного покрытия. Ресайклеры дорожные – специальная техника, использующаяся в подготовке оснований под дорожное покрытие, а также в ремонте АПБ.
Холодный ресайклинг более перспективный, так как при ремонте задействуются вся глубина деформированного дорожного покрытия, и создается новый гомогенный слой, с более высокими прочностными параметрами, чем у старого слоя.
За счет высокой производительности холодных ресайклеров сокращаются сроки выполнения дорожных работ, экономятся материальные и финансовые ресурсы, снижается опасность загрязнения природной среды.
Ресайклеры дорожные – это большая группа машин, отличающихся по назначению, роду выполняемых работ и способу агрегатирования.
По назначению:
- Для регенерации АБП, для стабилизации грунта.
- Универсальные ресайклеры грунта.
По роду работ:
- Холодные ресайклеры, универсальные, так как используются не только в ремонте АПБ, но и в качестве стабилизаторов грунта (повышение прочности, снижение кислотности, осушение).
- Горячие ресайклеры.
По способу агрегатирования и перемещения:
- Самоходные. Имеют колесное или гусеничное шасси, двигатель и трансмиссию. Управляется оператором.
- Прицепные и полуприцепные на колесном ходу.
- Навесные, с приспособлениями для установки на базовые тракторы, тягачи или грузовые автомобили.
- Поездного типа – комплекс машин, выполняющих отдельные технологические функции.
Устройство ресайклера
Ресайклер, машина довольно сложного устройства. Это комплекс, состоящий из фрезеровального оборудования и установок для стабилизации грунта.
Рабочий орган машины – барабанная фреза дорожная, покрытая литыми металлическими шипами с прочными наконечниками, измельчающими в мелкие фракции старое покрытие. Фреза размещается в смесительной камере. В ней имеются заслонки с гидроприводом, которые регулируют размеры фракций асфальта. В камеру выведены форсунки – для подачи эмульсии для связывания цемента, битума, извести и других специальных составов. Вода впрыскивается в камеру из автономной цистерны или из емкости внутри комплекса. Ее дозирование производится автоматически через электронную систему. Размещается камера под рамой колесного или гусеничного шасси. На шасси располагается кабина, двигатель и другое оборудование: насосы, распределительные трубы, оборудование для дозировки добавок, емкости и бункеры для подачи добавок (песок, известь, мел и др.).
Работают ресайклеры стабилизаторы грунта от гидравлического привода и могут обрабатывать поверхность шириной от 1500 до 4200 мм. Современная дорожная техника – ресайклеры оснащаются системами нивелирования, датчиками поперечного уклона и другим оборудованием, позволяющим увеличивать производительность комплекса и качество работ.
Принцип работы ресайклера
Технология заключается в восстановлении старого асфальта с помощью фрезерования (снятия и дробления) покрытия, добавления в него органо-минеральных вяжущих добавок, укладывания полученной смеси в качестве нового дорожного покрытия, уплотнения его.
Расчет производительности ресайклера
Производительность данной дорожной техники зависит от ее типа и технических характеристик. Параметры же отличаются друг от друга в зависимости от производителя и модели. Поэтому производительность машин индивидуальна.
Расчет сменной производительности ресайклера проводится по формуле, где используются рабочая скорость машины, ширина и глубина реза.